Ярнбомбинг - искусство доставляющее радость. Шаг на пути к позитивному мышлению

Уличное вязание (англ. urban knitting или англ. yarnbombing) — это явление обвязывания пряжей элементов городских улиц. Творения известны как вязаное граффити. Людей, которые увлекаются этим хобби, называют бомбардировщиками пряжей (англ. yarnbombers).

В Европе и Америке всё чаще можно услышать такие словосочетания, как «вязанные граффити», «экологические граффити», ярнбомбинг «бомбардирование вязанием» и «городское вязание». Крючки и спицы становятся орудием художниц и политических активисток. В западной активистской средевозрождается движение DIY – от английского «Do it yourself» сделайсам(а). Эта идеология родилась в 50-х годах прошлого века в Англии и быстро распространилась по континенту. Главное в культуре «Сделай сам(а)» – импровизация, личная инициатива и противопоставление себя культуре излишнего потребления. Сегодня популярность этих идей снова возрастает.

Кристина Крёмер – молодая дизайнерка, занимающаяся гендерной модой и продающая вечерние наряды, перешитые из мужских роб с добавлением кружев, шляпок из бюстгальтеров, коктейльных платьев из шёлковых мужских галстуков и пользующаяся большой популярностью у дрезденских интеллектуалок и светских львиц. Дизайнерка, получившая в своё время диплом по политологии, решила в 2012 году немного отвлечься от моды и обратиться к истории и активизму. Так, вместе с коллегой Барбарой Никлас, она создала «вязаный танк», который в данный момент выставлен в дрезденском Военно-историческом музее. Накидку на настоящий танк вязали добровольные участни(к)цы различного возраста. Вся акция была задумана не только как протест против гонки вооружений, но и как призыв не забывать ошибки немецкой и мировой истории. В процессе вязания активисты(-ки) разных возрастов собирались вместе, а пожилые люди, ещё помнящие Вторую Мировую войну, рассказывали о ней молодым.

Города мира расцветают по воле вязальщиц-подпольщиц. То тут, то там появляются их чехлы для лавочек, телефонных будок, бетонных столбов и перил. Невидимая рука надевает шапки, варежки, гольфы и даже бороды на уличные памятники. Благодаря таким «мягким» граффити городское пространство на время становится дружелюбнее и теплее. Тенденция обвязывать городские элементы возникла в Соединенных Штатах Америки. В 2005 году техасская активистка Магда Сэйер украсила таким образом дверную ручку собственного текстильного магазина и получила массу восторженных комментариев от посетителей, после чего собрала подруг и единомышленниц в группу под названием «Knitta» (от английского «knitting» – вязание) и с тех пор вместе с ними покрыла вязаными футлярами сотни городских элементов, в том числе столбы, дорожные знаки, телефонные будки, пожарные гидранты, лестницы, деревья, фонари, почтовые ящики, автобусы, тракторы, мопеды, легковые машины, целые дома и даже одну бензоколонку.

Несколько ярнбомбинг-групп существуют в Берлине. Одна из них «Гёрли, Бэмби, Белоснежка» (Girlie, Bambi, Schneewittchen) – обвязывает городские велосипеды, а другая – «Паник-вязальщицы» (Panikstrickerinnen) специализируется на объектах станций метро и носит для маскировки самодельные (конечно же!) вязаные бороды. Бородами отметилась и французская феминистская группа «Хватит» (La Barbe). Уже несколько лет француженки привлекают внимание общественности к проблемам женщин, например, к неравной оплате труда по признаку пола, малому количеству женщин в политике или на кинофестивалях в режиссуре. Свои акции они проводят в накладных усах и бородах, часто вязаных. Хотя при виде вязаных украшений в качестве городского элемента у большинства людей на лице появляется улыбка, «трикотажным граффитчицам» обычно приходится скрываться и закреплять свои творения в городе под покровом тьмы. В отличие от граффити, которые наносятся на стены и предметы краской, вязаные граффити не повреждают чужое имущество. Тем не менее, юридически такие украшения нелегальны, поэтому часто весь процесс называют «партизанским вязанием» (guerilla knitting).

В обвязывании танка в Дрездене принимали участие также и молодые мужчины. Организаторка акции Кристина Крёмер поддерживает такую тенденцию: «Рукоделие в открытом пространстве воспринимается сегодня как эмансипаторное, освободительное действие по принципу «личное есть политическое». В частности вязание сегодня переносится из зоны домашнего в зону общественного и показывает: рукоделие как традиционное «женское» занятие захватывает традиционно «мужскую» область. Вязание для большинства (немецкого) населения всё ещё связано с гендерными клише. Но: сегодняшнее молодое поколение, к счастью, всё реже придерживается такого подхода. Я надеюсь, что со временем вязание будет всё меньше связано с эмансипацией и станет просто само собой разумеющимся занятием для человека любого пола.

При подготовке материала были использованы фрагменты из статьи Жанны Крёмер «Ярнбомбинг. Партизанское арт-вязание»