18 сентября 2016 года в Харькове состоялся десятый учебный день Школы политического лидерства для женщин

18 сентября 2016 года в Харькове состоялся десятый учебный день Школы политического лидерства для женщин. Школа проводится в рамках проекта «Жінки – це 50% успіху України» при содействии международной организации National Democratic Institute (NDI) и финансовой поддержки Правительства Швеции, и реализуется Гендерным информационно-аналитическим центром «КРОНА».

Во время десятой учебной сессии для студенток Школы был проведен тренинг «Политический маркетинг и работа с целевыми группами избирателей». Тренером стала Юлия Биденко – кандидат политических наук, доцент кафедры политологии ХНУ имени В.Н. Каразина.

Прежде чем детально рассматривать работу с целевыми группами избирателей, Юлия Биденко напомнила участницам Школы основные принципы и понятия политического маркетинга. Так, если ранее было распространено восприятие, что рынок и политика – абсолютно разные и не пересекающиеся сферы, то с течением времени и благодаря работам многочисленных ученых, такой подход перестал быть актуальным. Постепенно выкристаллизовалось понимание того, что политический маркетинг связан с категорией политического рынка. С политическим полем стали работать исходя из подходов и методов, применяющихся в маркетинге.

Политический маркетинг (согласно Д. Линдону) – совокупность теорий и методов, которыми могут пользоваться политические организации и органы власти для определения своих целей и программ, а также для воздействия на поведение граждан.

Политический маркетинг (согласно М. Бонграну) представляет собой совокупность технических средств, которые имеют целью обеспечение более тесной связи кандидата со своим потенциальным электоратом, ознакомление кандидата с максимальным количеством избирателей, установление разницы между ним и его конкурентами, и на основе минимальных затрат получение оптимального количества голосов, необходимых для победы.

Среди целевых элементов политического маркетинга: связь с целевым электоратом; узнаваемость среди максимального числа избирателей; конкурентное позиционирование; минимизация траты ресурсов; максимизация выигрыша; использование технологий и планированных действий.

Элементами политического рынка являются: электоральный корпус (все потенциальные потребители), целевые сегменты рынка (потенциальные покупатели), продавец/бренд, товар/предложение, конкуренты, конъюнктура (традиции, электоральные ожидания, особенности округа, нормативная и избирательная система).

Политический маркетинг базируется на использовании двух основных типов влияния на потенциальных потребителей – «убеждающей коммуникации» и «адаптированного предложения», т.е. приспособления к существующим образцам потребительского (гражданского) поведения.

Функции политического маркетинга:

- изучение политического рынка, его сегментов и целевых аудиторий;
- изучение представлений людей о политиках, организациях или идеях (брендах);
- определение характеристик идеального образа, который существует в массовом сознании;
- планирование и воплощение в жизнь конкурентоспособной программы действий, рассчитанной на завоевание понимания и активную поддержку кандидата, организации или идеи.



Очень важным в политическом маркетинге является понятие электорального сегмента. Электоральный сегмент – электоральная группа, которая характеризуется общими политическими взглядами, убеждениями и вкусами, и отличается от других подобных групп по ряду признаков. От того, насколько успешно определен сегмент, зависит успех политического «товара» в конкурентной борьбе.

Целевые группы – реальные социальные группы избирателей, которые на выборах могут отдать свои голоса за определенную силу/кандидата.

Выбор целевой группы важен тем, что: помогает разрабатывать меседжи (если вы не знаете к кому обращаться – значит вам нечего сказать); позволяет наиболее действенно использовать имеющиеся ресурсы; дает возможность выдвигать, особенно на местном уровне, такие лозунги, которые бы отражали потребности потенциального избирателя.

Существуют следующие взгляды на целевые группы в политике:

- теория идентификации избирателя/теория отождествления;
- социологические теории;
- теория рационального выбора;
- теория доминирующей идеологии.

Разнообразие подходов к целевым группам имеет значение т.к. это наш инструментарий и чем он богаче, тем больше у нас возможностей для работы с ними.

Важные параметры целевых групп: электоральный потенциал группы; доступность электората в сегменты; конкуренция за группу; существенность группы; возможность деятельности в сегменте.