Guerrilla Girls - анонимная группа феминисток, поднявшихся на борьбу с сексизмом и расизмом в мире искусства

Согласно Бодрийяру, «нет сегодня менее надёжной вещи, чем пол, при всей раскрепощённости сексуального дискурса», однако ретроспективный взгляд на историю искусства доказывает обратное: нет вещи более надёжной, чем пол. Принципиальное различие между этими двумя утверждениями состоит в том, что Бодрийяр имел в виду пере-производство знаков пола («распыление сексуальности, катастрофа принципа реальности пола, утрата референциального принципа»): нет больше никакой нехватки, никаких запретов, никаких ограничений. Это справедливо, когда мы говорим о репрезентации пола в массовой культуре. Однако ситуация оказывается совершенно иной, когда мы рассматриваем механизм производства культурных знаков. Пол как социальный конструкт устойчив в силу того, что многими он воспринимается как нечто естественное. Так обстоит дело и в искусстве, и в других сферах, где профессиональное признание по-прежнему в большинстве случаев остается уделом мужчин.

Проект Guerrilla Girls позиционирует себя как бунт, восстание против дискриминации женщин в сфере культуры. Они так себя и называют Conscience of the Art World - «совесть художественного мира», так же подписывают все свои проекты. Девиз Guerrilla Girls можно было бы обозначить как «art HAS sex!». Именно под этим девизом проходит бунт, борьба за признание факта «наличия пола у успеха и профессионального признания в сфере искусства». Мы можем назвать этот бунт симптомом в силу того, что бунт, восстание всегда оказывается остаточным явлением, следствием актуального положения дел, ретроспективно выстраивает причины и констатирует сложившееся положение вещей. Бунт как след, благодаря которому удаётся реконструировать смысл социального порядка в сфере искусства. В данном случае - бунт против доминирующей, «маскулинной» идеологии, бунт как технология ретроспективного овладения взглядом, перераспределения точек зрения, с целью занять место Другого, того, кто смотрит. Деятельность группы Guerilla Girls - «Партизанок» трудно отнести к сфере искусства или политики. Я бы назвала ее социальным жестом, цель которого нарушить структурные функции, которые обычно отводятся системой, доминирующей идеологией группам противодействия. Я не буду говорить о возможности быть независимым от культуры, тем более, когда речь идёт о таком акте, как протест, поскольку протестующий изначально позиционирует себя относительно того, против чего он выступает. Однако, проект Guerilla Girls интересен именно тем, что сопротивляется включению в систему при помощи двух средств: экономическая независимость (неизвестно, кем финансируется этот проект) и анонимность участников (неизвестны имена тех, кто организовал это движение и кто является его адептами).

Проект Guerilla Girls был запущен в 1985 году и продолжает активно действовать и поныне. В манифесте «Партизанок» на сайте можно прочитать, что это группа анонимных женщин, взявших в качестве псевдонимов имена мёртвых художниц (Frieda Kahlo, Georgia O'Keefe, Alice Neel) и появляющихся на публике в масках горилл. За 18 лет они создали более 100 плакатов, книг и провели множество акций, которые изобличают сексизм и расизм в политике, искусстве и культуре вообще. Уже достаточно продолжительное время они устраивают общественные акции, проводят лекции и презентации в школах, музеях практически во всех штатах США и побывали на всех континентах. Все общественные акции проводятся женщинами в масках горилл, надо сказать, очень натуралистичных. Как это объясняется в манифесте, «партизанки» носят маски для того, чтобы публика сосредотачивалась на обсуждаемых проблемах, а не на личностях, которые о них говорят. Загадка, окружающая персоны «партизанок», привлекает внимание и препятствует их включению в систему структурных знаков культуры.